Крымский мост
Мост через Керченский пролив стал одной из главных строек десятилетия в России. Он является самым длинным в нашей стране и претендует на звание длиннейшего моста Европы. Конструкция состоит из двух параллельных веток: одна предназначена для автомобильного транспорта, вторая – для железнодорожного. Линии запускались в эксплуатацию поэтапно, но сегодня Крымский мост функционирует в полном объеме, пропуская легковые и грузовые авто, а также ж/д составы.
Что было до Крымского моста
Проблема связи Таманского и Керченского полуостровов существовала давно. В теплое время в этом районе для переправы людей и доставки грузов использовалось судоходство. Зимой, когда море замерзало, переправа была сухопутной – кстати, именно так впервые была измерена ширина Керченского пролива. Но из-за сложных погодных условий оба варианта были достаточно опасными.
Первым построить мост в Крым задумал Николай II, даже обсуждались способы реализации проекта. Но из-за участия в Первой мировой войне на строительство дорогостоящей конструкции не осталось денег, и задача так и не была воплощена.
Впервые для автомобильного транспорта Крым и Кубань соединили в 1944 году. Сооружение изначально задумывалось как временное: по нему должны были проехать участники Ялтинской конференции. Длина крымского моста в км тогда составляла 4,5. Спустя год льдом была повреждена одна из опор, и конструкцию разобрали.
С тех пор Крымский полуостров с Таманью соединяла только паромная переправа. Она использовалась и для пассажирских, и для грузовых перевозок. Этот способ сообщения был неудобным и долгим. К тому же из-за частых штормов паром останавливали.
Идея строительства Крымского моста периодически возникала, но каких-либо реальных подвижек в реализации проекта не было до 2014 года, когда было принято окончательное решение о строительстве.
Что соединяет Крымский мост
То, откуда начинается и где заканчивается Крымский мост, не было единственным возможным вариантом. На самом деле рассматривались четыре проекта, три из которых предполагали возведение конструкций в районе прежней паромной переправы. В пользу подобного размещения говорила предполагаемая протяженность Крымского моста: в этом месте Крым и Тамань максимально сближаются, и значит, строительство обошлось бы дешевле и заняло меньше времени. Но в этом случае паромная переправа не смогла бы нормально работать.
В результате был выбран четвертый вариант, при котором мост начинался бы от Керчи. По проекту, он должен был проходить через Тузлинскую кому и Тузлу. Это в свою очередь давало возможность разместить там вспомогательные и обслуживающие комплексы.
Таким образом, Крымский мост соединяет Таманский полуостров с Керчью и проходит по 5-километровой дамбе и через остров Тузла.
Строительство Крымского моста
Необходимость строительства моста через Керченский пролив возникла в 2014 году, когда полуостров оказался фактически отрезан. Существовавшая на тот момент паромная переправа не могла обеспечить в требуемом объеме перевозку пассажиров и грузов. В результате появился дефицит товаров, а на подъезде к Керчи образовались многокилометровые пробки. Поэтому было принято решение о геологических изысканиях в районе предполагаемого строительства и подготовке проектов.
За первое полугодие 2014 года было обследовано восточное побережье Крымского полуострова, и к лету составлена смета – 150 млрд. рублей. Дополнительно 51 млрд. рублей было выделено на прокладывание подъездных дорог к мосту, и 86 млрд. рублей пошли на проектирование и подготовительные работы.
Летом 2014 года был утвержден окончательный проект, и уже в августе начались строительные работы. Первые полтора года ушли на возведение вспомогательных объектов и жилья для рабочих – всего на стройке было задействовано свыше 5 тыс. строителей различных специальностей.
Дальнейшая хронология строительства Керченского моста:
- февраль 2016 – строители приступили к возведению конструкций, относящихся непосредственно к будущему мосту;
- апрель того же года – первая опора показалась из воды;
- июнь – смонтированы первые пролетные конструкции;
- осень 2017 – установлена арка автомобильной ветки;
- декабрь того же года – закончен монтаж всех опор автомобильного моста;
- конец года – готова половина опор железнодорожной ветки;
- апрель 2018 – на автодорожной части моста закончена укладка асфальтового покрытия, установлено и протестировано освещение по всей протяженности;
- май 2018 – начато строительство системы очистки стоков (используется наиболее экологичный способ, предполагающий обработку воды ультрафиолетом);
- 15 мая – торжественное открытие автомобильной ветви моста (по ней прошла колонна КамАЗов);
- 18 декабря 2019 – торжественное открытие железнодорожной ветви моста (по нему прошли два пассажирских поезда «Таврия»).
В итоге то, сколько км Крымский мост, составляет 19, по крайней мере именно такую информацию приводят официальные источники. Но это не совсем верно, поскольку длина Крымского моста различается для автомобильной и железнодорожной ветвей.
Точные замеры того, какая длина Крымского моста при движении по ж/д линии, показывают, что протяженность составляет 18,1 км. Если же подсчитывать длину Крымского моста на карте для автомобильного транспорта, то окажется, что она равна всего 17 км. Что, впрочем, не умаляет грандиозности сооружения – при любых вариантах подсчета мост все еще остается самым длинным в России.
Характеристики конструкции тоже впечатляют:
Автомобильная ветка имеет четыре полосы, допустимая скорость движения составляет 90 км/ч. Подсчитано, что за 24 часа мост способен пропустить в обе стороны 40 тыс. легковых или грузовых автомобилей. Если вы планируете поездку в Крым на машине, вы можете быть уверены, что обязательно увидите Керченский мост своими глазами!
Железнодорожная ветка состоит из двух полос: таким образом, по мосту в каждом направлении может двигаться только один поезд. Средняя пропускная способность достигает 94 поезда за 24 часа (по 47 в одном направлении). Разрешенная скорость для пассажирских поездов равна 120 км/ч, а грузовые составы могут двигаться максимум со скоростью 80 км/ч.
Мост через Керченский пролив относится к объектам судоходства, поскольку его арки спроектированы так, чтобы пропускать суда разного размера. Протяженность каждой арки достигает 227 м. От поверхности воды до верхней точки арки расстояние составляет 35 м.
Последние новости о Крымском мосте
С начала эксплуатации мост ни раз попадал в новостную сводку в связи с различными происшествиями. Например, в сентябре 2018 года во время шторма в опору врезался сорванный с якоря плавучий кран. В результате пострадала одна осветительная опора и повредился небольшой участок защитного ограждения. На устранение повреждений ушло всего несколько часов, и уже в тот же день движение было восстановлено в полном объеме.
В последних новостях Керченский мост не фигурировал, поскольку больше никаких значительных происшествий не было.
Из этого видео вы можете узнать обо всех фактах про Крымский мост: