Самая красивая и грустная легенда Крыма


На набережной Мисхора, прямо в воде установлен памятник. Он изображает русалку с ребенком на руках, которая с грустью смотрит на берег. Памятник выглядит очень трагично, как и история, которая с ним связана. Возможно, именно романтичность и драматизм этой легенды повлияли на популярность поселка —неслучайно в нем несколько памятников, посвященных судьбе прекрасной Арзы, а сама русалка стала символом Мисхора.

мисхор

Самая грустная легенда Крыма

По легенде, в стародавние времена в Мисхоре жил старик Абий-ака. Он был добрым, трудолюбивым, гордым человеком, заботливо ухаживал за своими виноградниками и садом. Но главным сокровищем Абий-ака была его дочка, Арзы. Ее невозможно было не любить: черные, как смоль, волосы, тонкий стан, нежные руки, ласковый взгляд, певучий голос манили женихов со всего Крыма. Многие сватались к красавице, но ей больше всех приглянулся пастух из соседней деревни. И хотя видела она молодого человека всего раз в жизни, он украл ее сердце, и не хотела она замуж за других сватов.

У Арзы было много дел: они с отцом жили вдвоем, поэтому именно Арзы обеспечивала дом уютом, готовила еду, следила за хозяйством. Только одну отдушину позволяла себе девушка: раз в день она ходила к фонтану с кувшином за водой. Это было любимое место Арзы, поэтому здесь она отдыхала, наслаждаясь пением струй и любуясь на свое отражение. Именно там красавицу приметил старый Али-баба. Он был торговцем и ходил на корабле из Стамбула в Крым. Его не любили в деревне, потому что он обманывал и обвешивал покупателей.

И вот пришло время отдавать Арзы замуж. Скрепя сердцем согласился Абий-ака отдать девушку за ее любимого пастуха. После праздника она должна была уехать с мужем в другую деревню, оставив любимый дом.

Свадьба была шумной и богатой. Вся деревня собралась, чтобы напоследок полюбоваться Арзы и пожелать ей счастливой жизни. Сама девушка грустила, предвкушая скорую разлуку. И вот, когда тосты становились все фривольнее, а гости — добрее, девушка тихо выскользнула на улицу. Вечерние сумерки опускались на деревню, синие тени подкрадывались к домам со склонов Ай-Петри, разгоняемые лишь теплым светом, льющимся из окон. Тихо ступая, девушка шла к своему любимому фонтану. Опустившись рядом с ним, она смотрела в водную гладь и прощалась с Мисхором. Красавица и не догадывалась, что из кустов за ней следят.

Уже собираясь уходить, Арзы взяла кувшин и стала наполнять его водой. Струи весело шумели, наполняя сосуд, когда девушку схватили сзади и закрыли ей рот. Это Али-баба добрался до желанной добычи и теперь тащил ее в лодку. Всего нескольких минут не хватило Абий-аке и жениху Арзы, чтобы успеть спасти девушку из лап пирата.

Али-баба привез девушку в Стамбул и продал ее самому султану. Девушка стала жить в гареме. Ни на секунду не забывала она о семье и Мисхоре, каждый вечер приходила к морю и смотрела вдаль, словно надеясь увидеть родной берег. Спустя девять месяцев она родила сына, но даже малыш не помог ей справиться с горем. И вот в день, когда прошел ровно год с ее неудавшейся свадьбы и похищения, Арзы забралась на самую высокую башню султанского дворца и бросилась в воду вместе с сыном.

В тот же день рядом с Мисхором люди увидели русалку. Она плакала, глядя на любимую деревню, а на руках у нее был крохотный малыш. С тех пор каждый год, в один и тот же день, она появляется из морских вод, а ее любимый фонтан начинает бить сильнее.

памятник русалке в мисхоре

История памятника

Изваяние с русалкой и младенцем установил в Мисхоре скульптор Амандус Адамсон (кстати, именно он автор знаменитого севастопольского Памятника затопленным кораблям). Он был так впечатлен легендой, что на собственные деньги сделал и установил памятник. Однако к русалочке, которая сегодня стоит на набережной, Адамсон руку не прикладывал. Это уже третья (а по некоторым данным даже четвертая) реинкарнация памятника. Предыдущие рано или поздно уносила с собой стихия. Однако благодаря подробным чертежам скульптора памятник раз за радом восстанавливали.

Похожие записи

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о